Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1787 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 24 Jan 2014, Fri, 21:09 Заголовок сообщения: Озеро Видное |
|
|
Хотел бы рассказать об одной несколько необычной велопрогулке по местам, как бы без достопремечательностей, для человека неумеющего видесть их, или богатейшей оными - для умеющего их различить.
Озеро Видное - не самое подходящее место ныне для велопутешествия, но тем интререснее было до него добираться.
Уверен, что никто из коллег даже и не слыхал о нем, но оно есть :) . А чтобы иметь представление, где именно, я любезно обвел его довольно кривым кружочком на карте.
Выехали с отцом поутру из Боровухи вдоль железной дороги и не доезжая Адамова свернули в лес в направлении озере Колпино.
Встретил древний нетронутый лес. Т.е. он был когда то тронутый, но из-за ВОВ с 40-х годов 20 века населенных пунктов (фольварки, деревни) здесь очень сильно поубавилось.
Дорога лесная, глухая - часто пересекает ручьи и болота. Их нам приходится форсировать :). Лес дремучий - он живет тут по своим лесным законам и после непогоды лесная дорога часто заваливается стволами упавших деревьев. К слову, проселок на карте от Боровухи на Болдыши - это участок Екатериненского тракта на Ригу. Пару лет назад я еще по нему ездил. Теперь, говорят, сильно завалено. Ныне ехать по нему не рискнул :)
Дело было в начале января - снегом нас тогда природа еще не побаловала. В воздухе промозгло и туманно.
мох приятным мягким одеялом покрывает землю в ельнике
А вот и озеро Видное встречает нас взглядом своего серебрянного матового ока.
Привал, чай с плюшками
постоять у воды, полюбоваться на первый робкий лед, фото на память и в путь
Дорога по бородатому сосновому бору выводит нас к реке Званица.
К слову, она вытекает из оз. Званое, течет по обводу северного сектора Полоцкого укрепленного района, впадает в р. Дриссу, та в Западную Двину, которая - в Рижский залив и т.п., посему тут всегда много рыбки, ибо есть от куда и куда плыть на нерест.
Выйдя к р. Званница мы обнаружили, что "переправа", которую смыло половодьем год назад снова наведена местными охотниками. Приступили к форсированию реки.
В 1941 ом году немцы перед атакой Полоцкого укрепленного района пробирались в этих местах, думаю им было не слаще.
Дальше я знал, что дорога будет завалена, но колличество поваленных поперек ее деревьев превзошло все мои ожидания. Велосипед покатал меня, теперь пришло время мне покатать его.
Старенький "Меркурий" дорог мне тем, что излазил, когда подо мной, когда на мне весь северный сектор Полоцкого укрепленного района.
Да вот еще наш лес таит множество загадок:
То посреди глуши из земли торчат несколько кусков рельс от узкоколейки
То наткнешься на огромный котлован глубиной метров 10 и в диамерте метров 30
А вот и зап. части техники, возможно еще 19-ой танковой дивизии, неделю топтавшейся в этих местах перед фронтом Полоцкого укрепленного района в июле 1941 го
Проходя недалеко от убежища №4 Полоцкого укрепленного района нашел офицерскую походную кравать.
К своему изумлению смог ее и сложить и разложить, несмотря на то, что она более чем 70 лет находилась под воздействием осадков (думал заржавела, оказалось все клепки на подвижных сочленениях толи с бронзы толи с меди - зеленый окисел). Решил забрать ее и восстановить.
Выбрались наконец то из глуши и вот она ЦИВИЛИЗАЦИЯ :
Понятие цивилизация как видите относительно - по сравнению с переправой на р. Званица тележка с лошадкой вам покажется нанотехнологиями :)
д. Званица - приятное уединенное место. Усердные жители сего селения с углубления на горе "Маяк", где собирается вода, построили акведук типа древнеримского для подачи воды на свои огороды. Фото его пока не сделал.
между озерами Белое и Званое наткнулись на стоянку рыбаков
согласитесь как много в этом первобытного
уже близки мы к родному дому, но пройти мимо греющих душу "москвичей" или "ижей" я не могу
Устали, вымокли - но "гормона счастья" нахватались сполна :)
Спустя пару дней выбрались с другом на поиски ДОТа №50 - нашли с 3-го захода (километров 10 намотали по лесным буеракам, горкам и оврагам), но нашли.
Однако это уже совсем другая история. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Jurii
Зарегистрирован: 22.01.2013 Сообщения: 399
|
Добавлено: 24 Jan 2014, Fri, 22:45 Заголовок сообщения: |
|
|
Класные покатушки, нынешняя зима сезон продлила :)
В прошлом году прокатился немного по старой памяти недалеко от этих мест: у друга дача около Рудни (не запомнил название дачного посёлка, севернее Дохнарского озера), катались на озеро Белое в Азино (по мне так старое название Дворец было лучше ), это на восток от описываемых мест. Что касается названия Екатерининский тракт, то справедливости ради надо уточнить, что Екатерина Вторая в 1780-м году проезжала только по участку Клястицы-Сивошино-Гамзелево-Полоцк:
Участок дороги от Гамзелево в сторону Риги - это часть почтового тракта Москва-Смоленск-Витебск-Полоцк-Динабург-Рига. В Российской империи дороги , соединявшие губернские центры, относились к Главным почтовым дорогам, название Екатерининский тракт в данном случае местное.
То, что фрагмент почтового тракта сохранился, достаточно интересно. В прошлом году прокатился по его части в районе Любичи-Полтево, кое что и там осталось. Интересно было бы посмотреть все сохранившиеся участки, не тронутые асфальтом, хороший получится объект.
Сразу вопрос по ходу: осталось ли что либо от почтовой станции Лозовка (Лазовка)? http://orda.of.by/.map/?55.654292,28.442327&m=e/13,rkka/14 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1787 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 24 Jan 2014, Fri, 23:19 Заголовок сообщения: |
|
|
Jurii
Могу рекомендовать участок дороги рядом с пямятником Кульневу на южном берегу р. Дрисса напротив свай оставшихся в реке от старого деревянного моста у Сивошино. На мой взгляд здесь на протяжении пары километров дорога сохранилась наиболее хорошо.
что касается названия "Екатериненский тракт" то, так на мой взгляд принято называть дороги построенные или приведенные в нормальное состояние при Екатерине II (до нее дорогами как то непринято было заниматься целенаправленно, вероятно). К примеру есть Екатериненский тракт из Енисейска в Ачинск http://www.velorogi.ru/travels/13.html. Не думаю что Екатерина бывала в тех местах ;)
Кто то называет названием "Екатериненский тракт" буквально только те части дорог, которыми она проезжала в своем памятном путешествии по приглашению кн. Потемкина.
Точного определения просторы инета этому термину не дают. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Jurii
Зарегистрирован: 22.01.2013 Сообщения: 399
|
Добавлено: 24 Jan 2014, Fri, 23:49 Заголовок сообщения: |
|
|
Кроме того "памятного" было и менее памятное, проходившее через Сивошино, вот здесь описывал https://fgb.by/viewtopic.php?t=4449. Так что в Витебской и Могилевской губернии именное название достаточно хорошо применимо к действительному пути проезда.
Меня больше интересует именно Рижский тракт, кое-что я подобрал по материалам, но вот дальше Полоцка не выбирался, т.е нужно описание сохранившихся участков от Боровухи, фото, координаты, описание, может быть что-то осталось от почтовой станции Лазовка - довольно активный перекресток был в старину. Ну это по времени терпит, но если есть материал - был бы признателен, выберусь ли сам в эти места - большой вопрос. Постараюсь попозже обобщить и сделать тему по этой дороге, важнейшей в Подвинье столетиями. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1787 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 11:11 Заголовок сообщения: |
|
|
Я вашу тему читал еще ранее - очень высокого мнения о содержании, мне было чрезвычайно интересно.
Что касается тракта на Ригу, я проезжал сохранившийся участок его от Боровухи до Болдыши (см карту выше). От станции Лазовка, если я ее праильно идентифицировал там среди дремучих лесов остался только фундамент да обширная поляна среди леса.
Дорога сохранилась,но соваться туда можно только на велосипеде - ибо много завалов за последние несколько лет там образовалось. Ребята знакомые как то прошлись по ней с металоискателем - находили кокарды, пуговицы монеты и т.п. по 1812 году... Армия русская тут с Дрисского лагеря проходила на Витебск |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Jurii
Зарегистрирован: 22.01.2013 Сообщения: 399
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 16:37 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL писал(а): | Я вашу тему читал еще ранее - очень высокого мнения о содержании, мне было чрезвычайно интересно.
Что касается тракта на Ригу, я проезжал сохранившийся участок его от Боровухи до Болдыши (см карту выше). От станции Лазовка, если я ее праильно идентифицировал там среди дремучих лесов остался только фундамент да обширная поляна среди леса.
Дорога сохранилась,но соваться туда можно только на велосипеде - ибо много завалов за последние несколько лет там образовалось. Ребята знакомые как то прошлись по ней с металоискателем - находили кокарды, пуговицы монеты и т.п. по 1812 году... Армия русская тут с Дрисского лагеря проходила на Витебск |
Да, причём вместе с Александром Первым, последний бивак перед Полоцком был в районе Боровухи. Ключевой тогдашний перекресток станция Гамзелево. До Боровухи сейчас понятно новодел. А вот дальше:
http://orda.of.by/.map/?55.626632,28.518115&m=rkka/13
http://orda.of.by/.map/?55.67961,28.352119&m=rkka/13
http://orda.of.by/.map/?55.686675,28.172732&m=rkka/13
http://orda.of.by/.map/?55.686675,28.172732&m=rkka/13
Сохранились ли фрагменты до Филиппово и в каких местах? Лазовка как я понимаю немного западнее Болдыши (на карте Балдыши).
http://orda.of.by/.map/?55.647706,28.473483&m=1v/14 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1787 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 19:24 Заголовок сообщения: |
|
|
Дорога старая сохранилась от Боровухи до Болдыши. Я ее проезжал на велосипеде сам. Далее на запад не ездил. Сейчас уточнил что фундамент сохранился в районе Смоляки (я лозовку спутал со смоляками).
Очень вероятно что старая дорога сохранилась южнее Борковичи - на участке Болдыши - Филипово. Лозовку по новой карте вычислить можно.
О состоянии дороги в районе Верхнедвинска спросим у Василия Быкова, когда он поправится и вернется из больницы. Он там все знает.
Я сам давно интересуюсь историей дорог, путей сообщения инфраструктуры оных. Jurii я так понял мы с вами братья по разуму ;)
Думаю вам будет интересна еще одна дорога, более древняя чем рижский тракт, а именно дорога Дисна-Кушлики-Плиговки-Махирово-Полоцк. Дорогу построили в 1579 году для осады Полоцка. Орлов пишет, что дорогу прорубала венгерская пехота для доставки осадной артиллерии. Это предложение последнее будоражет мое воображение, но вот жаль он ссылок на источник не дает.
Тем не менее на протяжении от Махирово до Плиговок прекрасно сохранился ее архаичный участок. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Jurii
Зарегистрирован: 22.01.2013 Сообщения: 399
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 20:35 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL писал(а): | Дорога старая сохранилась от Боровухи до Болдыши. Я ее проезжал на велосипеде сам. Далее на запад не ездил. Сейчас уточнил что фундамент сохранился в районе Смоляки (я лозовку спутал со смоляками).
Очень вероятно что старая дорога сохранилась южнее Борковичи - на участке Болдыши - Филипово. Лозовку по новой карте вычислить можно.
О состоянии дороги в районе Верхнедвинска спросим у Василия Быкова, когда он поправится и вернется из больницы. Он там все знает.
Я сам давно интересуюсь историей дорог, путей сообщения инфраструктуры оных. Jurii я так понял мы с вами братья по разуму ;)
Думаю вам будет интересна еще одна дорога, более древняя чем рижский тракт, а именно дорога Дисна-Кушлики-Плиговки-Махирово-Полоцк. Дорогу построили в 1579 году для осады Полоцка. Орлов пишет, что дорогу прорубала венгерская пехота для доставки осадной артиллерии. Это предложение последнее будоражет мое воображение, но вот жаль он ссылок на источник не дает.
Тем не менее на протяжении от Махирово до Плиговок прекрасно сохранился ее архаичный участок. |
Ну всех дорог не изучить, прадед мой жил у этого тракта, вроде лошадей поставлял на конную почтовую станцию, вот мне и интересен этот путь. Он очень большое значение имел для жителей Подвинья, по весне многие участвовали в сплаве в Ригу, потом пешком возвращались, по высокой воде бывало пару раз успевали. Так что этот путь веками проходился предками, а забыт уже в наше время.
Пару документов Вам в помощь из 1852-го года:
Что касается братства по разуму :) Голубые Озёра, почти 30 лет тому назад:
 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
КИНДУС

Зарегистрирован: 05.04.2009 Сообщения: 1897 Откуда: Минск
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 23:15 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL
Велик в январе в лесу...:D
И вот в каких классных местах Вы живёте! Кровати в лесу валяются... |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1787 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 23:20 Заголовок сообщения: |
|
|
Jurii
Для меня выдержки эти чрезвычайно интересны, поделитесь пожалуйста еше источником из коего они взяты.
А я облюбовал Гомельские озера (от местечка Гомля в 20 км южнее Полоцка), Кривое озеро особенно. Правда там рассекаю не на велосипеде, а на байдарке. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Komissarov VL

Зарегистрирован: 02.02.2011 Сообщения: 1787 Откуда: Полоцк
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 23:23 Заголовок сообщения: |
|
|
КИНДУС
Да места замечательные, и в мебельный магазин, как видите, ходить не обязательно :) |
|
Вернуться к началу |
|
 |
КИНДУС

Зарегистрирован: 05.04.2009 Сообщения: 1897 Откуда: Минск
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 23:38 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL писал(а): | Кривое озеро особенно. |
Побывал там в сентябре во многом благодаря вашим рассказам.
На самом деле очень красивое место. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Jurii
Зарегистрирован: 22.01.2013 Сообщения: 399
|
Добавлено: 25 Jan 2014, Sat, 23:51 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL писал(а): | Jurii
Для меня выдержки эти чрезвычайно интересны, поделитесь пожалуйста еше источником из коего они взяты.
А я облюбовал Гомельские озера (от местечка Гомля в 20 км южнее Полоцка), Кривое озеро особенно. Правда там рассекаю не на велосипеде, а на байдарке. |
"Военно-статистическое обозрение Витебской губернии 1852 год"
Смоляки, до которых добрались, видимо и есть место смолокуренного завода. В 1902-м уже не упоминался, фундаменты видимо школы, чуть севернее кладбище показано, по надписям можно определить примерные даты существования деревушки.
Гомель помню, году в 1982-м был там, водил Звездный поход от Гомеля на Полуозерье-Уллу-Бешенковичи-Будилово-Старое Село. Дот тогда полуразрушенным был и без всяких табличек. Вообще говоря считается, что это место замка Ливонской войны, надо бы внимательнее присмотреться к окрестностям. Цепочка этих озер питает Туровлянку, впадающую в Двину, там второй замок был, вместе они прикрывали это направление - в отсутствии дорог войны велись зимой, путями были замерзшие русла. Вроде кто-то и возможное место замчища описывал в этих местах, но что-то давненько не попадалась информация.
На Суе как-то рыбачили, давно правда :) между какими-то базами отдыха, справа вроде дальше пионерлагерь был, а напротив что-то типа пляжа. Рыбалка как рыбалка - наливай да пей, из Минска тогда компанией на отдых выбрались, до памятников не дошли... Но красивые места, это да. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Лёха

Зарегистрирован: 07.10.2008 Сообщения: 2573 Откуда: Менск
|
Добавлено: 26 Jan 2014, Sun, 2:08 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL писал(а): | А я облюбовал Гомельские озера (от местечка Гомля в 20 км южнее Полоцка), Кривое озеро особенно. Правда там рассекаю не на велосипеде, а на байдарке. |
Цудоўныя месцы, даводзілася абыходзіць Цётчу і Янава возера. Там, дарэчы. нейкая надзвычайная канцэнтрацыя капішчаў ды іншых паганскіх месцаў. Можа яшчэ што бачылі па берагах тых азёраў? |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Jurii
Зарегистрирован: 22.01.2013 Сообщения: 399
|
Добавлено: 26 Jan 2014, Sun, 17:48 Заголовок сообщения: |
|
|
Komissarov VL вот ещё немного вспоминаний участника войны 1812-го года, Радожицкий И.Т.
"Походные записки артиллериста 1812 - 1816":
"2 Июля войска первой армии стали переправляться чрез Двину: пехота по двум понтонным мостам, артиллерия по плашкотам. Все три моста находились под защитою большого тет-де-пон. Переправа произведена с надлежащим порядком; только на противном берегу от скопившихся во множестве образов тесно было пробираться; сверх того глубокий песок между сосновым лесов немало затруднял движение. Под выстрелами и в виду неприятеля на такой переправе не обошлось бы без потери; но мы перешли благополучно.
4-й Пехотный Корпус, вместе со своим спутником – 3-м Корпусом, в день переправы через Двину перешел по ту сторону через лес песчаной дорогой только до деревни Юстиновой.
На другой день первая армия, исключая Корпуса Графа Витгенштейна, оставленного для защиты С. Петербургской дороги, двинулась вверх по Двине двумя колоннами: левая состояла из 20го и 5-го Пехотных Корпусов, а наша правая из 3-го и 4-го. От неприятелей мы отделялись Двиною и сего числа близ сел. Прудники бивакировали в боевом порядке.
6 Июля, в полдень переходили мы Полоцк. Большие каменные строения обратили на себя внимание проходящих. Жителей не было видно; редко где кто показывался; повсюду унылая пустота. Только слышен был стук от проходящей артиллерии, ржание коней и воинственный говор солдат, шедших в густых колоннах. Идучи при своих пушках, я вслушался в разговор между канонерами. Один говорил: «Видно у него большая сила проклятого; смотри, пожалуй, сколько отдали даром, почти всю старую Польшу; вот и этот город ему же достанется.» - «Еще увидим, - сказал другой, - может его нарочно так далеко заводят». – «Нарочно или нет, а все это что-то небывалое. Слыханное ли дело, чтобы без драки уходить так далеко и отдавать то, что наше даром! Ведь Поляки теперь все соберутся за нами и пристанут к нему; ан войска-та у него втрое прибавится…» - «Толкуй!, - отвечал старый бомбардир. – Видно тебя не спросили, что пошли!»… - Прочие засмеялись. Между тем, по ту сторону пушек я заметил подошедшего к зарядному ящику гражданина в синем сюртуке, который в полголоса спрашивал у ездового: «Послушай, сколько в ящике зарядов?» - «Тебе на что?» - отвечал тот грубо. «Это шпион! – вскричал я, - держи! лови его!» Канонеры бросились за ним, но он шмыгнул в переулок и пропал.
За городом, пройдя версты три, мы остановились на биваки в боевом порядке: пехота в две линии, артиллерия на флангах и между полками. С нашей колонной следовала квартира Главнокомандующего."
В общем если что на этом пути попадётся с1812-го можно точные даты ставить. Ну а мне бы от Вас пару фоток с примерными координатами и небольшое описание состояния сохранившегося почтового пути. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|