Предыдущая тема :: Следующая тема |
Автор |
Сообщение |
Zmicier

Зарегистрирован: 19.10.2008 Сообщения: 2484 Откуда: Менск
|
Добавлено: 22 Sep 2011, Thu, 22:46 Заголовок сообщения: МТЗ - наследник Даймлер-Бенца? |
|
|
Сегодня на facebook выложили интересный снимок:
С комментарием: Цитата: | Завод "Даймлер-Бэнц" ў Мінску, 1942 год | Позднее добавили в ответ на мой вопрос: Цитата: | Во время оккупации в Минске работал завод мерседес, делал и ремонтировал грузровики, на его базе потом создали МТЗ | .
Честно говоря был удивлен. Специально полез искать информацию про историю МТЗ, но всюду, в том числе на официальном сайте, она начинается с 1946 года и нигде нет упоминаний о немецкой материально-технической базе.
Было бы интересно услышать больше информации о немецком заводе, действовавшем в Минске в период войны, а также о его трансформации в современную гордость Беларуси. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Zmicier

Зарегистрирован: 19.10.2008 Сообщения: 2484 Откуда: Менск
|
Добавлено: 22 Sep 2011, Thu, 23:06 Заголовок сообщения: |
|
|
До кучи справка о создании МАЗа (схожая история):
Цитата: | История завода начинается с первых партизанских рот, пришедших 16 июля 1944 года на восстановление немецких мастерских для ремонта танков и автомобильной техники, с постановления Государственного комитета обороны от 9 августа 1944 года об организации автосборочного завода в Минске. С конца 1944 года на месте немецких мастерских, почти под открытым небом, параллельно строительству самого завода, начинается «отверточная» сборка грузовиков GMC и Studebaker поставляемых из США по ленд-лизу. После окончания ВОВ, сборка американских машин прекращается и продолжается возведение цехов будущего завода. |
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%90%D0%97 |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Лёха

Зарегистрирован: 07.10.2008 Сообщения: 2573 Откуда: Менск
|
Добавлено: 23 Sep 2011, Fri, 1:06 Заголовок сообщения: |
|
|
Наколькі я ведаю, МТЗ пачынаў будавацца як авіяцыйны завод у 1940 ці 41 годзе, калі пачалася вайна зэкаў, што будавалі завод расстралялі на будаўніцтве. За нямецкім часам там выпускаліся Юнкерсы 87, у 1944 годзе ў вызваленым Менску выпусцілі партыю ІЛ 2. Неяк так.
Але для немцаў завод быў важным, дзеля ягонай абароны было нават пабудавана некалькі ДАКаў. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Kudesnik
Зарегистрирован: 27.09.2011 Сообщения: 18
|
Добавлено: 05 Oct 2011, Wed, 13:17 Заголовок сообщения: |
|
|
Обращался по этому вопросу к заведующей кафедрой “Архитектура производственных объектов и архитектурные конструкции” БНТУ Елене Морозовой. Она говорит, что скорее всего, это просто недостоверная информация. Полноценного завода не было. Строительные работы по возведению МАЗа начались вроде в 1944-ом, поэтому, скорее всего, там было какое-то кустарное производство. Если вообще было. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Лёха

Зарегистрирован: 07.10.2008 Сообщения: 2573 Откуда: Менск
|
Добавлено: 05 Oct 2011, Wed, 13:22 Заголовок сообщения: |
|
|
Kudesnik
Дык МАЗ і МТЗ - гэта розныя заводы. МТЗ пачалі да вайны будаваць, а МАЗ - сапраўды пасля. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Kudesnik
Зарегистрирован: 27.09.2011 Сообщения: 18
|
Добавлено: 05 Oct 2011, Wed, 13:47 Заголовок сообщения: |
|
|
Извините, я имел ввиду МТЗ. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Лёха

Зарегистрирован: 07.10.2008 Сообщения: 2573 Откуда: Менск
|
Добавлено: 06 Oct 2011, Thu, 0:44 Заголовок сообщения: |
|
|
Так, МТЗ (як Мінскі трахтарны завод) быў заснаваны пасля вайны, але матэр'яльная база была часткова ад 453-га авіяцыйнага заводу. на месцы якога і будаваўся МТЗ.
Цитата: | Первоначальные страницы летописи МТЗ были скрыты долголетней завесою секретности. Почему, например, восточная часть его территории называлась когда-то аэродромом? (Основные сведения почерпнуты из книг В.Л. Шапиро. Живая связь времен. Мн., 1996; М. В. Леонов, В.Т. Медведев. ПО «МТЗ» – флагман белорусской индустрии. Мн., 2001, а также благодаря журналисту Владимиру Куфтерину.)
Удивляться здесь нечему. Постановлением СНК СССР от 17 октября 1940 года предусматривалось построить авиазавод № 453, рассчитанный на выпуск 3.000 машин в год. Выделялось 365 (!) дней на строительные работы, монтаж оборудования и освоение производственных мощностей. Это потребовало небывалой концентрации сил и средств.
Кто обеспечит необходимое количество землекопов, каменщиков, столяров, плотников и подсобных рабочих? «Это уже наша забота», – сказал П.К. Пономаренко, первый секретарь ЦК КП(б)Б.
Строительство, которым регулярно интересовался лично сам Сталин, было начато в чрезвычайных условиях без утвержденных технического проекта и сметы.
К 1 января 1941 года на стройке уже около четырех тысяч человек. Площадка утопает в грязи, «капризная осень с частыми переменами погоды мучила строителей... ручной труд преобладал... на объекте ключевыми фигурами оказались землекоп и грабарь». Кто мог работать в таких условиях? «Как везде, не обошлось строительство авиазавода без заключенных. В пополнении их рядов советская власть никаких трудностей не испытывала, стоило только дать соответствующие указания органам НКВД». Похоже, что без таких указаний в этой ситуации обойтись было просто невозможно. Одновременно утверждается, что «заключенных использовали мало». Так ли было на самом деле?
Об условиях их содержания не говорится ничего.
«Январь, февраль 1941 года, студень и люты по белорусскому календарю. Они в тот год оправдывали свои неласковые названия... Столбик термометра опускался почти до тридцатиградусной отметки...» Строителей на промплощадке было уже «около 3.000 человек» (куда девались остальные?), которым «ежедневно помогали от 500 до 700 колхозников».
В январе сданы три землянки, куда заселили 210 девушек-рабочих. Где и в каких условиях жили остальные?
В марте продолжительность дневной рабочей смены увеличилась на 10 часов. «Совнарком БССР разрешил использовать колхозников, участвующих в строительстве авиазавода № 453, на сверхурочных работах». Появилось и решение о введении «полувоенной дисциплины». А рядом читаем: «Особенно трудно было с жильем для рабочих... Затянувшаяся зима не выпускала землю из своих студеных объятий».
К 1 апреля на промплощадке – 6.875 человек. «Большая часть строителей пришла из колхозов» (так-таки сама и пришла?).
«Зима устроила строителям суровый экзамен... на выживаемость – это просто очевидно, хотя о смертности не говорится ни слова». 3 апреля ночью температура воздуха была минус 14 °С, тогда же на стройке работает 8.400 человек, в дальнейшем было принято решение о досрочном вводе завода в строй. На 21 июня на стройке – свыше 10,5 тысячи человек».
Но 22 июня пришла война. Что происходило на недостроенном заводе с лета 41-го до лета 44-го? Достоверно известно, что гитлеровцы решили использовать корпуса цехов для ремонта своих транспортных самолетов.
...
22 сентября 1944 года был подписан соответствующий приказ, по которому завод № 453 восстанавливал свою деятельность как авиационный. Предстояло собирать самолеты Як-9.
Здесь уже идет разговор куда более откровенный. «Плохое питание, неудовлетворительные санитарные условия сопровождались их непременными спутниками – болезнями. Документы тех лет бесстрастно регистрируют случаи заболевания брюшным тифом, цингой».
В ноябре 1945 года на базе завода № 453 был организован МТЗ – «огромное, заросшее чертополохом поле, огражденное колючей проволокой».
|
http://minchanin.esmasoft.com/walks/tractor/article.html
Там унутры мэтанакіравана падкрэсліў кнігі, якія былі крыніцамі гэтай нататкі. |
|
Вернуться к началу |
|
 |
flowermate
Зарегистрирован: 28.10.2011 Сообщения: 1 Откуда: Москва
|
Добавлено: 28 Oct 2011, Fri, 12:43 Заголовок сообщения: |
|
|
После войны немецкое оборудование было вывезено в Советский Союз и успешно используется до сих пор - например, на знаменитом Камском автозаводе (КАМАЗ). |
|
Вернуться к началу |
|
 |
Zmicier

Зарегистрирован: 19.10.2008 Сообщения: 2484 Откуда: Менск
|
Добавлено: 27 Nov 2011, Sun, 23:34 Заголовок сообщения: |
|
|
На фейсбуке выложили еще парочку любопытных фото:
Цитата: | Завод Даймлер-Бенц в Минске, 1942 |
Цитата: | В конторе завода Деймлер-Бенц в Минске, 1942 |
Группа Цитата: | Беларусь на старых здымках / Belarus at the old photos |
|
|
Вернуться к началу |
|
 |
|
|
|
|
|
Вы не можете начинать темы Вы не можете отвечать на сообщения Вы не можете редактировать свои сообщения Вы не можете удалять свои сообщения Вы не можете голосовать в опросах Вы не можете вкладывать файлы Вы можете скачивать файлы
|
|